По мнению Фила Пэттона (Phil Patton), перевод статьи которого предоставил нам дизайнерский проект [КАК) под названием Венский метод, прародителем современной типографики является Отто Нейрат (Otto Neurath), который изобрел систему визуального языка International System of Typographic Picture Education или просто Isotype. Но так ли это?
Отто Нейрат был австрийским философом-марксистом, социологом и экономистом. Одним из организаторов и лидеров Венского кружка. Собственно этим он и занимался возглавляя различные государственные и муниципальные организации. В Вене он стал примать участие в одном из проектов, который со временем превратился в "Социально-Экономический Музей" (Gesellschafts- und Wirtschaftsmuseum). В 1925 году эта организация была открыта и возглавил ее Отто Нейрат. Своей целью Социально-Экономический Музей ставил показать людям всю сложность и неравноправность социально-экономических отношений в обществе. Для этого было решено подавать информацию визуально, что позже было названо Венский метод. Систему визуальных знаков для подачи информации назвали International System of Typographic Picture Education (Isotype) и разрабатывалась она на протяжении между 1925 и 1934 годами.
Но рисовать Отто не умел и для воплощения задуманного ему нужна была команда. В 1926 году на художественной выставке в Дюсельдорфе он знакомится с немецким художником Гердом Арцем (Gerd Arntz), чьими руками впоследствии и была создана система пиктограмм Isotype. Таким образом Нейрат имел отношение к разработаным пиктограммам Isotype не больше, чем директор современной дизайн-студии к работам дизайнера этой студии. Он был идеологом, в некоторой степени арт-директором, но не более.
Художник Герд Арц (Gerd Arntz) и его графические работы 20-х годов
Герд Арц был по образованию учителем рисования и черчения. Часто использовал свои художественные таланты, как инструмент в пропаганде своих левых политических взглядов и борьбе с социальным неравенством. Для этого активно участвовал во всевозможных выставках и печатал свои графические работы. После знакомства с Нейратом он отправил ему несколько своих работ и в 1928 году был приглашен возглавить отдел графики при Социально-Экономическом Музее.
Несмотря на схожесть политических взглядов Арцу и Нейрату нелегко давалось сотрудничество. Оба были выраженными индивидуальностями и отстаивали свое мнение, особенно трудно давались компромиссы творческой натуре Герда Арца. Позже он писал: "Художникам приходилось упрощать изображения, отступая от реализма и добавляя схематичности. В то время, как я сразу предложил статическую фигуру человека без рук и ног, которую можно дополнять показывая движение и социальные различия. Сначала мне было очень трудно протолкнуть "мой стиль". Нейрат сомневался и всегда хотел увидеть альтернативные варианты, когда для меня "внутри" уже было все решено" ( Cornelis Veenstra, The Vienna Method. Opus cit. Kees Broos, The Vienna Method for pictorial Statistics.)
Таким образом стилистика современных пиктограмм и иконок воспринималась в то время осторожно и Отто Нейратом в том числе. Арцу пришлось приложить усилия и переубедить своего руководителя в выборе графических решений. Хотя сказать, что Арц был единоличным создателем Isotype тоже нельзя. В рамках работы над проектом приглашались другие художники и графики - Peter Alma из Амстердама, Augustin Tschinkel из Праги, студенты из Bauhaus in Dessau. Свою лепту в проект внес и известный типограф Ян Чихольд (Jan Tschichold). По его рекомендациям в оформлении использовался шрифт Futura. Но вклад Герда Арца в разработку Венского метода визуальной статистики действительно велик. Для Isotype им было разработано порядка 4000 знаков и пиктограмм.
Часть из них можно посмотреть на сайте посвященному Герду Арцу www.gerdarntz.org
В 1930 году в Лейпциге издается атлас "Gesellschaft und Wirtschaft. Bildstatistisches Elementarwerk" (Общество и Экономика. Основы визуальной статистики), который содержал около 100 инфографических таблиц разработанных и оформленных Гердом Арцем. Это издание вызвало большой интерес в Австрии и за ее пределами. В разных странах стали активно использовать Венский метод, создаваться подобные организации.
Страницы с инфографикой из каталога "Gesellschaft und Wirtschaft. Bildstatistisches Elementarwerk"
В 1931 году Герд Арц переезжает в СССР для работы в проектах Института изобразительной статистики (ИЗОСТАТ). При его участии были созданы иллюстрации для Плана второй пятилетки, достижений советских военно-воздушных сил, строительства нового метро. Инфографика печаталсь в советских газетах.
Страницы каталога "Изостатистика" (1932), "Молодежь СССР в цифрах" (1936), неизвестная инфографика 30-е
Сотрудничество Социально-Экономического Музея и ИЗОСТАТ прекращается в 1934 году. В это же время в Австрии происходят политические события, в результате которых Социально-Экономический Музей закрывают, а Нейрат и Арц вынуждены эмигрировать в Голандию. Там они работают в Международном фонде визуального образования в Гааге, где продолжают развивать направление Isotype, но уже для голандской визуальной статистики. В этот период Нейрат и Арц комбинируют графику и диаграммы. Ищутся визуальные решения не просто отобразить сухую статистику, но и графически показать взаимодействие между группами данных. В результате издается книга "Modern Man in the Making"(1939)
Инфографика из книги "Modern Man in the Making" (1939)
В 1940 году Нейрат эмигрирует в Англию и основывает Институт Isotype в Оксфорде, становится консультантом и разработчиком диаграмм для намеченной перестройки трущоб Билстона, около Вулвергемптона. Там он работает вплоть до своей смерти в 1945 году, но уже в паре с Мари Райдемайстер. После его смерти она продолжает развивать Институт Isotype, но постепенно отходит от статистики и создает инфографику для образовательных и детских проектов. Ее работы получили международное признание после участия в образовательных программах Западной Нигерии.
Герд Арц не эмигрирует вместе с Нейратом в Англию, а остается в Голандии. Он становится графическим директором Голандского Фонда Статистики, а со временем занимает должность генерального директора Центрального бюро статистики с целью собрать и визуально отобразить статистические данные для промышленности и правительства Голандии. Позже создает работы для ЮНЕСКО в области визуальной статистики, становится почётным членом Графической школы Нидерландов. Умерает в 1988 году в Гааге.
Классик современной инфографики Герд Арц (Gerd Arntz), 80-е годы
Isotype не стал международным универсальным графическим языком, как пророчили некоторые. Но он дал толчок развитию целого направления в графическом дизайне Инфографике. Графика Isotype послужила прототипом тех пиктограмм, которыми мы пользуемся и по сей день для навигации в аэропортах, вокзалах и станциях. Трудно выделить заслуги кого-то одного в успехе этого проекта. Каждый из них отлично справился со своей ролью - Отто Нейрат, как идеолог, идейный вдохновитель и руководитель, а Герд Арц, как график, дизайнер и художник. Isotype - это результат того самого успешного симбиоза руководителя и дизайнера.
Для желающих детально изучить издания Isotype:
Скачать "Gesellschaft und Wirtschaft. Bildstatistisches Elementarwerk" (PDF, 14.9 Mb)
Скачать "Modern Man in the Making" (PDF, 17.2 Mb)
Много сканов инфографики с использованием Isotype представлено на сайте fulltable.com
Отто Нейрат был австрийским философом-марксистом, социологом и экономистом. Одним из организаторов и лидеров Венского кружка. Собственно этим он и занимался возглавляя различные государственные и муниципальные организации. В Вене он стал примать участие в одном из проектов, который со временем превратился в "Социально-Экономический Музей" (Gesellschafts- und Wirtschaftsmuseum). В 1925 году эта организация была открыта и возглавил ее Отто Нейрат. Своей целью Социально-Экономический Музей ставил показать людям всю сложность и неравноправность социально-экономических отношений в обществе. Для этого было решено подавать информацию визуально, что позже было названо Венский метод. Систему визуальных знаков для подачи информации назвали International System of Typographic Picture Education (Isotype) и разрабатывалась она на протяжении между 1925 и 1934 годами.
Но рисовать Отто не умел и для воплощения задуманного ему нужна была команда. В 1926 году на художественной выставке в Дюсельдорфе он знакомится с немецким художником Гердом Арцем (Gerd Arntz), чьими руками впоследствии и была создана система пиктограмм Isotype. Таким образом Нейрат имел отношение к разработаным пиктограммам Isotype не больше, чем директор современной дизайн-студии к работам дизайнера этой студии. Он был идеологом, в некоторой степени арт-директором, но не более.
Художник Герд Арц (Gerd Arntz) и его графические работы 20-х годов
Герд Арц был по образованию учителем рисования и черчения. Часто использовал свои художественные таланты, как инструмент в пропаганде своих левых политических взглядов и борьбе с социальным неравенством. Для этого активно участвовал во всевозможных выставках и печатал свои графические работы. После знакомства с Нейратом он отправил ему несколько своих работ и в 1928 году был приглашен возглавить отдел графики при Социально-Экономическом Музее.
Несмотря на схожесть политических взглядов Арцу и Нейрату нелегко давалось сотрудничество. Оба были выраженными индивидуальностями и отстаивали свое мнение, особенно трудно давались компромиссы творческой натуре Герда Арца. Позже он писал: "Художникам приходилось упрощать изображения, отступая от реализма и добавляя схематичности. В то время, как я сразу предложил статическую фигуру человека без рук и ног, которую можно дополнять показывая движение и социальные различия. Сначала мне было очень трудно протолкнуть "мой стиль". Нейрат сомневался и всегда хотел увидеть альтернативные варианты, когда для меня "внутри" уже было все решено" ( Cornelis Veenstra, The Vienna Method. Opus cit. Kees Broos, The Vienna Method for pictorial Statistics.)
Таким образом стилистика современных пиктограмм и иконок воспринималась в то время осторожно и Отто Нейратом в том числе. Арцу пришлось приложить усилия и переубедить своего руководителя в выборе графических решений. Хотя сказать, что Арц был единоличным создателем Isotype тоже нельзя. В рамках работы над проектом приглашались другие художники и графики - Peter Alma из Амстердама, Augustin Tschinkel из Праги, студенты из Bauhaus in Dessau. Свою лепту в проект внес и известный типограф Ян Чихольд (Jan Tschichold). По его рекомендациям в оформлении использовался шрифт Futura. Но вклад Герда Арца в разработку Венского метода визуальной статистики действительно велик. Для Isotype им было разработано порядка 4000 знаков и пиктограмм.
Часть из них можно посмотреть на сайте посвященному Герду Арцу www.gerdarntz.org
В 1930 году в Лейпциге издается атлас "Gesellschaft und Wirtschaft. Bildstatistisches Elementarwerk" (Общество и Экономика. Основы визуальной статистики), который содержал около 100 инфографических таблиц разработанных и оформленных Гердом Арцем. Это издание вызвало большой интерес в Австрии и за ее пределами. В разных странах стали активно использовать Венский метод, создаваться подобные организации.
Страницы с инфографикой из каталога "Gesellschaft und Wirtschaft. Bildstatistisches Elementarwerk"
В 1931 году Герд Арц переезжает в СССР для работы в проектах Института изобразительной статистики (ИЗОСТАТ). При его участии были созданы иллюстрации для Плана второй пятилетки, достижений советских военно-воздушных сил, строительства нового метро. Инфографика печаталсь в советских газетах.
Страницы каталога "Изостатистика" (1932), "Молодежь СССР в цифрах" (1936), неизвестная инфографика 30-е
Сотрудничество Социально-Экономического Музея и ИЗОСТАТ прекращается в 1934 году. В это же время в Австрии происходят политические события, в результате которых Социально-Экономический Музей закрывают, а Нейрат и Арц вынуждены эмигрировать в Голандию. Там они работают в Международном фонде визуального образования в Гааге, где продолжают развивать направление Isotype, но уже для голандской визуальной статистики. В этот период Нейрат и Арц комбинируют графику и диаграммы. Ищутся визуальные решения не просто отобразить сухую статистику, но и графически показать взаимодействие между группами данных. В результате издается книга "Modern Man in the Making"(1939)
Инфографика из книги "Modern Man in the Making" (1939)
В 1940 году Нейрат эмигрирует в Англию и основывает Институт Isotype в Оксфорде, становится консультантом и разработчиком диаграмм для намеченной перестройки трущоб Билстона, около Вулвергемптона. Там он работает вплоть до своей смерти в 1945 году, но уже в паре с Мари Райдемайстер. После его смерти она продолжает развивать Институт Isotype, но постепенно отходит от статистики и создает инфографику для образовательных и детских проектов. Ее работы получили международное признание после участия в образовательных программах Западной Нигерии.
Герд Арц не эмигрирует вместе с Нейратом в Англию, а остается в Голандии. Он становится графическим директором Голандского Фонда Статистики, а со временем занимает должность генерального директора Центрального бюро статистики с целью собрать и визуально отобразить статистические данные для промышленности и правительства Голандии. Позже создает работы для ЮНЕСКО в области визуальной статистики, становится почётным членом Графической школы Нидерландов. Умерает в 1988 году в Гааге.
Классик современной инфографики Герд Арц (Gerd Arntz), 80-е годы
Isotype не стал международным универсальным графическим языком, как пророчили некоторые. Но он дал толчок развитию целого направления в графическом дизайне Инфографике. Графика Isotype послужила прототипом тех пиктограмм, которыми мы пользуемся и по сей день для навигации в аэропортах, вокзалах и станциях. Трудно выделить заслуги кого-то одного в успехе этого проекта. Каждый из них отлично справился со своей ролью - Отто Нейрат, как идеолог, идейный вдохновитель и руководитель, а Герд Арц, как график, дизайнер и художник. Isotype - это результат того самого успешного симбиоза руководителя и дизайнера.
Для желающих детально изучить издания Isotype:
Скачать "Gesellschaft und Wirtschaft. Bildstatistisches Elementarwerk" (PDF, 14.9 Mb)
Скачать "Modern Man in the Making" (PDF, 17.2 Mb)
Много сканов инфографики с использованием Isotype представлено на сайте fulltable.com
Спасибо, что делитесь с друзьями |
Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь!